Главная » 2019 » Июнь » 23 » МОНОЛОГ О РАКОВИНЕ
04:19
МОНОЛОГ О РАКОВИНЕ

22.06.2019 - "Монолог о раковине" - выборгский филиал Эрмитажа. В четырех залах музея разместилась очень интересная выставка совершенно потрясающих вещей в основном прикладного назначения. Мастерство ювелиров восхищает, особенно хороши скульптура Даши Намдакова, улитки, чайник, камеи и кубки. Полезным оказался аудиогид. Осмотр выставки занял всего час и это того стоило. Жаль, конечно, что нельзя фотографировать, поэтому пришлось воспользоваться каталогом, чтобы хоть что-нибудь осталось на память.

Информация со страницы филиала: Приглашаем вас посетить выставку "Монолог о раковине" из собрания Государственного Эрмитажа, которая продлится с 27 апреля 2019 г. по 15 октября 2019 г. На выставке представлено около 200 экспонатов.

Раковины – одно из древнейших и красивейших созданий природы. Они обладают некой магической притягательностью, идущей из морских глубин и глубин веков. Представленные здесь раковины это древние украшения, и вероятнее всего, они составляли ожерелье. Самое интересное в таких ожерельях и таком поведении – это символичность. Возможно, человек хотел показать, что обладает властью, или сексуальной привлекательностью, или, что он принадлежит к определенной группе, или хотел защититься от злых сил. Известно также, что еще в палеолите раковины использовались и в качестве амулетов, причем их клали в погребения, т.е. таким предметам, видимо, придавалось смысловое значение, связанное с загробным миром. 
Итак, уже в древние времена раковины играли в духовной жизни человека некую важную роль. 

С развитием религиозных представлений они стали наделяться определенным символическим смыслом. Раковина связывается с плодородием и плотской любовью. В ряде традиций раковина олицетворяет тело, под оболочкой которого взрастает жемчужина-душа. Раковина и жемчуг в христианском искусстве свидетельствуют о святости, и напоминают о пути к Царствию Небесному. Белая жемчужина стала символом чистоты Девы Марии. Кроме того, раковина морского гребешка служила отличительным знаком паломников, украшавших ею шляпы, котомки и одежду. 

Искусство резьбы на раковине уходит в глубокую древность. В Средние века и в эпоху Возрождения в Европе работают великолепные резчики по раковинам, предлагая заказчикам камеи с религиозными и мифологическими сюжетами. Они создавали кубки со сложными композициями, которые служили предметами коллекционирования. Цель выставки – показать насколько привлекательно оказалось для человека это удивительное творение природы, и как оно в руках искусного мастера превращалось в произведение искусства, а форма раковины использовалась художниками на протяжении столетий. 

Значительную роль в культуре, искусстве и философии сыграли раковины наутилусов и различных видов турбо (лат. Nautilus, Turbinaedae). Наутилусы (лат. nautilus – кораблик) называют «живым ископаемым», так как этот вид животных – современник динозавров и существует на земле, почти не изменяясь, 450 миллионов лет. Человек также наделил наутилус целым спектром символических значений. Прежде всего, он стал символом роста и обновления, так как моллюск постоянно растет и его раковина увеличивается за счет все новых камер. Раковина наутилуса – один из известных природных объектов, внутренние пропорции которого представляют Золотое сечение – идеальное выражение порядка и красоты нашей Вселенной. Древние греки видели в спиральной раковине наутилуса образ Космоса. 
Еще задолго до основания Британской и Голландской Ост-Индских компаний (1600 и 1602) экзотические раковины привозили в Европу путешественники, купцы, моряки, приобретавшие эти диковины на рынках стран Индийского океана. «Раковиномания», начавшаяся, как и тюльпаномания в Голландии, быстро распространилась по Европе и продлилась гораздо дольше, нежели увлечение тюльпанами. Красота этих созданий природы восхищала художников. Многие крупные орнаменталисты и ювелиры воспроизводили их в своих работах. 
Крупнейшими центрами ювелирного искусства в XVI-XVII веках, мастера которых создавали драгоценные оправы для экзотических натуралий, 
были Нюрнберг, Аугсбург, Амстердам. Кубки из раковин наутилуса помпилиуса (лат. Nautilus pompilius) – характерные образцы подобных кубков с полным набором образов водной стихии - гиппокампов, нептунов, тритонов, разных морских чудовищ. Рафинированная изысканность гравированных мотивов и чеканки на оправе соответствуют эстетической программе стиля этого времени. 

Значительный раздел выставки посвящен экспонатам, выполненным из различных материалов в форме раковин и с их изображением. Наиболее 
ранние из представленных вещей относятся к античным временам. Тонко проработана чеканкой золотая заколка в виде раковины морского гребешка, найденная в Пантикапее (кат. 19). 
В более поздние времена во всех европейских ювелирных центрах изготавливались кубки, фонтаны, чаши, солонки, корпусы которых имитировали раковины. Круглые или овальные, стоящие на ножках в виде фигур нептунов, гиппокампов, дельфинов, сверкающие позолотой, они были гордостью владельцев и украшали их поставцы. Как яркий образец подобных произведений отметим фонтан 1645–1650 Мельхиора I Гельба крупного аугсбургского серебряника. Это многосоставное сооружение, с фигурами морского божества, рака, нереиды и молодого Вакха. Как видим, образное решение фонтана, служившего сосудом для вина, подчеркивает его назначение. Здесь представлены мотивы водной стихии и изначально связанного с водой вина. Ярким образцом раннего барокко является кувшин в виде фантастического животного с собачьей головой. Выразительна пластика фигур и особенно надо отметить мужскую фигуру, держащую раковину, восходящую к нидерландскому или итальянскому бронзовому оригиналу. 

Форма раковины также широко использовалась при создании различной утвари, предназначенной для стола. Это в основном солонки и соусники, ставшие с начала XVIII века столь популярными благодаря французской кухне. Однако известно, что все стилевые периоды использовали раковины не только как как форму, но и как декоративный мотив. Она не во всех случаях заключала в себе некий символ, тем не менее, ее обычно изображали на предметах, предназначенных для питья, или содержавших жидкость. Таковы серебряные стопы, блюда для омовения рук, колбы для литургической службы. Но только идеология первой половины XVIII века в каких-то аспектах основывалась на осознании этой формы как соответствующей стилю времени, стилю рококо. Это была эпоха культа малых форм в декоративно-прикладном искусстве. Быт галантного человека наполняли «милые пустяки», «прелестные безделицы», будь то фарфоровая статуэтка, шкатулка или табакерка, и хранившие в себе «маленькие счастья» пережитого или ожидаемого приватного общения». Великое множество всякого рода коробочек, табакерок, мушечниц делали в форме раковин из самых разных материалов – серебра, золота, камня, фарфора, черепахового панциря и перламутра. Именно из этого материала выполнены парижскими мастерами маленькие шедевры – табакерки в форме раковин, одна из которых украшена чеканенными на золоте миниатюрными раковинами . Характерным образцом стиля является представленная на выставке перламутровая шкатулка для рукоделия с золотыми тонкой ювелирной работы рокайлями. В другом духе выполнена коробка 1749–1751, обильно чеканенная такими же мотивами, аугсбургского мастера Иоганна Мартина Затцгера. В виде крупных рокайлей сделана ручка крышки, может быть несколько грубоватых, но энергичных и выразительных. фото

Категория: Что смотрю | Просмотров: 207 | Добавил: Гастюхина | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0